Главная Интересное Статьи
Запрет импорта легковых шин Белшина в Украину до конца 2009 года
На Украину больше не импортируются белорусские легковые автопокрышки: к настоящему моменту «Белшина» (Бобруйск) не только исчерпала предоставленную ей годовую квоту, но и превысила ее. Это позволит основному конкуренту белорусского производителя, украинскому ЗАО «Росава», ощутимо увеличить свою долю в экономичном ценовом сегменте и в одиночку собрать все сливки грядущего осеннее-зимнего сезона.
Напомним, в июне на уровне правительств Украины и Беларуси было подписано соглашение о добровольном ограничении импорта в нашу страну легковых автомобильных покрышек. Согласно этому документу, объем поставок белорусских изделий в 2009 г. не должен превысить 450 тыс. шт., причем цена на ввозимый товар должна быть не меньше цены на товар на внутреннем рынке Беларуси. Последнее условие украинский премьер-министр выдвинула, вняв аргументам ЗАО «Росава» (входит в орбиту бизнеса Константина Жеваго), которое неоднократно инициировало против бобруйских шин антидемпинговые расследования.
В департаменте по вопросам химической промышленности ГП «Госвнешинформ» вчера подтвердили, что за шесть месяцев 2009 г. на Украину было ввезено 490 тыс. автопокрышек производства завода «Белшина». В Минэкономики не готовы были прокомментировать превышение белорусами допустимого лимита. Как объяснил коммерческий директор «Росавы» Константин Федоров, перебор может быть связан с упущениями в таможенном контроле. «Часть белорусской продукции продавалась у нас через дилеров, завозящих товар из Польши. Таким образом, в «Белшине» могли даже и не знать, что их товар идет на Украину»,— предположил представитель «Росавы».
Эксперты отмечают, что исчезновение на украинском рынке автопокрышек из Беларуси практически не скажется на остальных импортерах, однако ощутимо поднимет объемы продаж шин производства «Росавы». «Украинский производитель, скорее всего, увеличит свою долю рынка пропорционально объему, который недопоступит с «Белшины»,— уверен директор аналитического департамента финансово-аналитической группы «Про-Консалтинг» Александр Соколов. Такие последствия будут продиктованы особенностями структуры рынка: дело в том, что в экономичном ценовом сегменте «Росава» и «Белшина» суммарно по итогам 2008 г. заняли почти его половину. Доля каждого из остальных игроков в этой нише (марки Amtel, «Кама», «Матадор», Nexen) незначительна, и вряд ли в не самых благоприятных для импорта экономических условиях им удастся перевесить отечественного производителя. В прошлом году из Беларуси было ввезено более 800 тыс. легковых шин, что соответствовало доле рынка в размере 12%. Таким образом, при аналогичных объемах продаж шин на Украине рыночная доля «Росавы» может увеличиться с 36% до 42%. Повышенный спрос на свою продукцию в «Росаве» отмечают уже сейчас. «Мы с усилием закрываем внутренний рынок»,— признал Константин Федоров.
Не исключено, что сложившаяся ситуация позволит «Росаве» пересмотреть свою ценовую политику. Согласно данным ритейл-аудита маркетингового агентства Demid, в прошлом году средняя розничная цена шин марки «Росава» составляла 309 грн., что значительно ниже средней цены в экономичном сегменте (343 грн.), однако выше, чем средняя розничная цена автопокрышек «Белшины» (289 грн.). Таким образом, реагируя на повышение спроса в преддверии грядущего зимнего сезона, предприятие могло бы скорректировать свои прайсы с учетом ценовой политики остальных конкурентов. Впрочем, по мнению участников рынка, резких скачков спроса на продукцию «Росавы» во втором-третьем квартале не последует. «Потребители белоцерковской резины экономичны и часто ездят на одном комплекте и зимой, и летом. Так что спрос на их шины не имеет ярко выраженного сезонного характера»,— считает замдиректора по продажам ООО «Агро-Союз — Киев» Алексей Глушко.
Екатерина ГРЕБЕНИК Экономические известия